Паспорт программы развития МБДОУ д/с № 22 на 2021-2024 годы Статус развития программы Локальный нормативный акт - Программа развития МБДОУ д/с №22 на 2021- 2024 годы Разработчики программы Заведующий МБДОУ д/с №22 – Зизяева Анна Ивановна Рабочая группа в составе: Боевец Е.В.-воспитатель Тищенко Ю.А. - воспитатель Исполнители программы Работники МБДОУ д/с №22 Нормативно-правовая и ✓ Федеральный закон от 21.12.2012г. № 273-ФЗ «Об методическая база для образовании в Российской Федерации» (далее разработки программы Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). ✓ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155); ✓ "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.304913; ✓ Конституция РФ ✓ Закон Российской Федерации «Об образовании», вступивший в силу 1 сентября 2013года. ✓ Конвенция о правах ребенка. ✓ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки от 14.10.2013года № 1155) ✓ Приказ министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014); зарегистрирован в Минюсте РФ 26.09.2013 г №30038 ✓ Устав МБДОУ Срок реализации ✓ 3 года (с 2021 по 2024 год) программы развития 1 Функции программы ✓ организация и координация деятельности детского сада по достижению поставленных перед ним задач; ✓ определение ценностей и целей, на которые направлена программа; ✓ последовательная реализация мероприятий программы с использованием научно-обоснованных форм, методов и средств; ✓ выявление качественных изменений в образовательном процессе посредством контроля и мониторинга хода и результатов реализации программы развития; ✓ интеграция усилий всех участников образовательных отношений, действующих в интересах развития детского сада. Основные этапы реализации программы развития ✓ Первый этап: разработка документов, направленных на Цели программы развития ✓ повышение качества образования через внедрение Задачи программы развития ✓ Повышение качества образования в ДОУ через внедрение методическое, кадровое и информационное развитие образовательной организации, проведение промежуточного мониторинга реализации программы. ✓ Второй этап: реализация мероприятий, направленных на достижение результатов программы, промежуточный мониторинг реализации мероприятий программы, коррекция программы. ✓ Третий этап: итоговый мониторинг реализации мероприятий программы, анализ динамики результатов, выявление проблем и путей их решения, определение перспектив дальнейшего развития. Подведение итогов и постановка новых стратегических задач развития современных педагогических и информационнокоммуникационных технологий в контексте с требованиями ФГОС ДО. ✓ Модернизация системы управления образовательной, инновационной и финансово-экономической деятельностью организации. ✓ Обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых возможностей каждому ребёнку дошкольного возраста с учётом потребностей и возможностей социума. современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных; ✓ Обеспечить эффективное, результативное функционирование и постоянный рост профессиональной компетентности стабильного коллектива в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 2 ✓ Разработать систему мотивационных мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в инновационную деятельность; ✓ Привести в соответствие с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования развивающую предметно-пространственную среду и материально-техническую базу организации. ✓ Совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников; ✓ Создание условий для полноценного сотрудничества с социальными партнерами для разностороннего развития воспитанников ✓ Оказание психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. ✓ Модернизировать систему управления образовательной организации. Принципы образовательной деятельности ДОУ Ожидаемые результаты реализации программы ✓ программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы; ✓ информационной компетентности участников образовательного процесса о происходящем в ДОУ: целевые установки доводятся до каждого участника педагогического процесса путем обсуждения и принятия соответствующих решений на педагогическом совете ДОУ; ✓ вариативности, предполагающей осуществление различных вариантов действий по реализации задачразвития ДОУ; ✓ включения в решение задач программы развития всех субъектов образовательного пространства. ✓ Высокая конкурентоспособность детского сада на рынке образовательных услуг, обеспечение равных стартовых возможностей дошкольников. ✓ Разработка программы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетенции родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. ✓ Высокий процент выпускников ДОУ, успешно прошедших адаптацию в первом классе школы. ✓ Внедрение в педагогический процесс новых современных форм и технологий воспитания и обучения в соответствии с требованиями ФГОС ДО. ✓ Построение современной комфортной развивающей предметно-пространственной среды и обучающего пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 3 ✓ повышение числа педагогов, имеющих первую или высшую квалификационную категории ✓ Сохранение и укрепление положительной динамики состояния здоровья воспитанников, создание здоровьесберегающей среды: благодаря проектированию и реализации профилактической работы, приобщение детейк здоровому образу жизни и овладение ими разнообразными видами двигательной активности Структура программы развития ✓ Паспорт программы ✓ Информационная справка о ДОУ ✓ Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа ✓ Концепция Программы развития ✓ Основные мероприятия по реализации Программы ✓ Ожидаемые результаты Программы ✓ Оценка результатов Программы ✓ Текущее управление программой осуществляется Порядок управления реализацией программы администрацией детского сада. развития ✓ Корректировки программы проводится заведующим МБДОУ д/с №22 Порядок мониторинга реализации программы развития ✓ Внутренний мониторинг осуществляется ежегодно в мае. Ресурсное обеспечение реализации программы развития ✓ Кадровые ресурсы. На данный момент 10% педагогам Форма - аналитический отчет-справка о результатах реализации программы развития на итоговом педагогическомсовете. Ответственный - воспитатель МБДОУ д/с №22 присвоена первая квалификационная категория, На момент завершения программы доля педагогов с первой и высшей квалификационной категорией должна составить не менее 60% ✓ 2. Материально-технические ресурсы. На данный момент образовательная организация недостаточно укомплектована для реализации образовательных программ дошкольного образования. На момент завершения программы развития детский сад должен создать материально-технические ресурсы полностью достаточные для реализации образовательных программ ДОО Механизмы реализации программы развития детского сада: 1. Выполнение требований ФГОС ДО. 2. Повышение качества образовательных, здоровье формирующих и коррекционных услуг в учреждении, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. 3. Обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых возможностей каждому ребенку дошкольного возраста с учетом потребностей и возможностей социума. 4. Модернизация системы управления образовательной, инновационной и финансовоэкономической деятельностью образовательной организации. 4 ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 пос. Урожайный муниципального образования Гулькевичский район функционирует с 01.09.1956 г. Тип ДОУ - дошкольное образовательное учреждение. Вид ДОУ - детский сад общеразвивающего вида. Детский сад расположен по адресу: 352168, Россия, Краснодарский край, Гулькевичский район, пос. Урожайный, ул. Заречнаяая, д. 28А. Телефон:79184786244 Email:2 gul-mdou22@yandex.ru Сайт: https://gul22.tvoysadik.ru/ Детский сад работает при пятидневной рабочей неделе с 7.30 до 17.30, выходные - суббота, воскресенье. В режиме полного дня с 7.30 до 17.30 функционирует 5 групп. Количество воспитанников: 95 воспитанников на 01.09.2021г. Правоустанавливающие документы детского сада. Устав (от15.06.2021г. № 824) Лицензия (№ 06957 от 14 августа 2015 года Министерство образования и науки Краснодарского края) Условия обучения в детском саду. Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста. В настоящее время в учреждении функционирует 5 групп, из них: Возрастные особенности Наименование группы Возраст Разновозрастная группа с 3 до 7 лет Ко-во групп 1 Материально-техническая база. Имеется кабинет заведующего, пищеблок, 1 групповая комната, музыкально - спортивный зал, прачечная, подсобные кладовые. Помещение детского сада находится в отдельно стоящем типовом одноэтажном здании. Имеется собственная территория для прогулок, 1 обустроенная прогулочная веранда, игровое и спортивное оборудование, отличительной особенностью детского сада являются благоустроенные детские площадки, хорошее озеленение, спортивная площадка. Основным направлением деятельности детского сада является реализация ООП ДО в группах общеобразовательного вида и реализация АООП ДО в группе компенсирующей направленности. Кадровая характеристика. На момент написания программы развития общее количество педагогических работников 5 - 2 человек (2 воспитателей,). Укомплектованность кадрами: • воспитателями - на 100%; • младшими воспитателями - на 100%; • обслуживающим персоналом - 100%. Сведения о работниках Образование, кол-во работников Наличие квалификационных категорий, кол-во работников Стаж работы, кол-во работников Высшее - 1 чел (50%) Высшая -0 чел. До 5 лет - 0 чел. Среднее специальное -1 чел (50%). Первая - 0 чел. 5 - 10 лет. - 2 чел. Без категории - 10 чел. Свыше 15 лет -0 чел. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Актуальность разработки программы развития МБДОУ д/с №22 на 2021 -2024г. обусловлена модернизацией системы образования Российской Федерации, а именно выход новых нормативных документов, диктующих основные положения и нормы функционирования современного детского сада Ключевая идея развития детского сада ориентирует коллектив на создание качественного образовательного пространства, способствующего развитию и саморазвитию всех участников педагогического процесса: педагогов, воспитанников и их родителей (законных представителей). Качественное внедрение ФГОС в образовательном процессе требует комплекса мероприятий по обновлению содержания и выбору технологий в образовательный процесс. Предстоит дальнейшая работа по перестроению сознания педагогов с учебно дисциплинарной модели построения образовательного процесса и общения с детьми на модель личностноориентированную. Существенные изменения в системе образования требуют изменений в квалификационном уровне педагогов. Современный педагог должен обладать многими качествами: компетентность, творчество, гуманность, нравственность, обладать точными знаниями современных педагогических технологий и умело их применять в своей работе. Основной вектор преобразований программы дошкольного образования, согласно требованиям ФГОС, направлен на ориентацию развития индивидуальных личностных ресурсов ребенка, его творческих способностей и ведущих психических качеств. Личностноориентированный подход в центр образовательной системы ставит личность ребёнка, 6 обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Таким образом, прежняя исходная, приоритетная ориентация образования только на цели государства сменяется личностной ориентацией. Проблемный анализ состояния МБДОУ детский сад № 22 пос. Урожайный Главная цель разработанной программы ДОУ - повышение качества воспитания и образования детей, то есть полное удовлетворение социального заказа на образовательные услуги в отношении детей дошкольного возраста. Структура управления ДОУ. Управление образовательным учреждением осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом, которое строится на принципах единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом является руководитель (заведующий) образовательного учреждения. Коллегиальными органами являются: общее собрание работников и педагогический совет образовательного учреждения. На этом уровне решаются принципиальные по важности вопросы в жизни и деятельности детского сада: разработка перспектив развития учреждения, определение основных путей достижения избранных целей. Обеспечивается гласность и открытость в работе детского сада. Педагогический совет МБДОУ функционирует в соответствии с Уставом учреждения и Положением о Педагогическом совете МБДОУ. Механизм управления нацелен на обеспечение единства действий, координации и согласованности всех субъектов образовательного процесса: детей, родителей и педагогов, а также на стимулирование деятельности сотрудников, экономию ресурсов и времени. Создана атмосфера, в которой приоритет отдается гуманным отношениям, доверию, возможностям личностного роста. Это позволяет успешнее прогнозировать и обеспечивать личностный рост взрослых и детей и проектировать дальнейшие перспективы развития учреждения. В ДОУ существует достаточно эффективная, профессиональная, компетентная система административного и оперативного управления коллективом. Практикуется: материальная и моральная поддержка инициативы работников, регулярное проведение консультаций, детальное обсуждение порядка работы, разработка и внедрение правил и инструкций. Проблемное поле: ✓ Неготовность коллектива к активному участию в управленческой деятельности, инертность перед новыми активными формами работы. ✓ Низкая активность Родительского комитета. ✓ Несовершенство нормативно-правового сопровождения и ресурсного обеспечения. Образовательная деятельность ДОУ. (Реализация образовательной программы, оценка качества образования. Основная образовательная программа дошкольного образования (далее ООП ДО) определяет содержание и особенности организации образовательной деятельности в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 22 7 пос. Урожайный муниципального образования Гулькевичский район. ООП ДО МБДОУ д/с №22 разработана в соответствии с основными нормативно - правовыми документами дошкольного образования: -Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155); -«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014); -«Санитарно - эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.10.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13); Программа определяет содержание и особенности организации образовательной деятельности, разработана в соответствии с ФГОС ДО и состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть Программы обеспечивает развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях, разработана с учетом комплексной образовательной программой дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019 г. Режим доступа https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator obraz programm/detstvo.pdf Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена: - Региональной образовательной программой «Все про то, как мы живем» (далее - РОП «Все про то, как мы живем»), разработанной с учетом специфики региональных особенностей Краснодарского края. Авторы: Романычева Н.В., заведующий кафедрой РРМВ, Головач Л. В., доцент кафедры РРМВ, Илюхина Ю.В., доцент кафедры РРМВ. - Парциальной программы «Ладушки». Авторы: И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева - Парциальной программы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста «Добро пожаловать в экологию!». Автор: О.А. Воронкевич. (старший возраст) - «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте». Автор: О.И. Ельцова дополняет и усиливает раздел «Речевое развитие» Качество образовательных услуг, оказываемых в ДОУ, находится на достаточном уровне, о чем свидетельствуют отзывы родителей воспитанников ДОУ. По результатам педагогической диагностики в соответствии с ФГОС ДО в познавательном развитии воспитанников отмечается значительное накопление информационного багажа об окружающем мире, осмысление понятий о знаках, символах, времени. У детей старшего дошкольного возраста достаточно хорошо развита познавательная активность, логические операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация). В познавательном арсенале детей имеются различные средства и способы познания окружающего мира (познавательная литература, наблюдения, опыты, игры- экспериментирования). Хорошему освоению знаний способствует организация непосредственно образовательной деятельности с использование разнообразных форм и видов детской деятельности: развивающие игры, игрыэкспериментирования, совместная деятельность педагогов с детьми, создание предметноразвивающей среды. Для более эффективного осуществления образовательной деятельности 8 необходима организация индивидуального подхода. Особое внимание при организации образовательного процесса отводится работе с родителями, которая включает в себя: ✓ адаптационный период: знакомство с ДОУ (договор, экскурсия, знакомство с лицензией, Уставом ДОУ, ООП и другими локальными актами); ✓ выявление потребностей, интересов и возможностей семьи, разработка системы мероприятий и подбор дифференцированных форм работы; ✓ совместные с родителями праздники и развлечения, проекты, акции и другие мероприятия. Анализ степени удовлетворенности качеством образовательного процесса взрослых субъектов образовательного процесса показывает, что: ✓ большинство родителей положительно оценивают качество предоставляемых образовательных услуг (90%), просветительских услуг (87,5%); ✓ однако о высоком качестве физкультурно-оздоровительных услуг высказались только 75% опрошенных; ✓ о достаточно высоком качестве образовательного процесса в детском саду говорят 92% педагогических сотрудников учреждения, вместе с тем большинство из них (88%) отмечают трудности в использовании инновационных технологий, Проблемы, выявленные в организации образовательной деятельности ДОУ: • педагоги испытывают затруднения методического характера и недостаток практического опыта; • современные инновационные технологии применяются воспитателями не в системе, педагоги недостаточно транслируют опыт применения современных методов обучения и воспитания дошкольников. Работа по единой регламентированной программе приводит к единообразию и традиционности форм, содержания и методов педагогического процесса, ограничивает возможности для педагогического творчества. Педагоги в своей работе в большей мере ориентируются на усредненные нормативы развития, характерные для того или иного возраста, не обращая внимания на индивидуальные особенности воспитанников. Организованные формы работы с детьми занимают более 30% от общего времени, предпочтение отдается групповым формам работы (занятия, групповые развлечения и игры). Педагоги учреждения отдают предпочтение традиционным формам работы с детьми в ущерб развивающим, испытывают затруднения в ведении образовательной работы в условиях дифференциации и индивидуализации образования, ориентируются на усредненные показатели развития группы. Кадровое обеспечение образовательной деятельности ДОУ Управление деятельностью всех работников учреждения осуществляет администрация ДОУ в лице:заведующего детского сада С.Ю. Лиманской Кадровый состав детского сада можно представить в следующем виде. № п/п 1 2 Педагогический коллектив представляют: Должность Заведующий Воспитатель 9 Кол-во 1 2 Образовательное учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами. Квалификация педагогических работников соответствует тарифноквалификационным требованиям по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, действующим стандартам и должностным инструкциям Весь педагогический коллектив прошел курсы повышения квалификации в 2019- 2020 учебном году. Существенные изменения в системе образования требуют изменений в квалификационном уровне педагогов. Современный педагог должен обладать многими качествами: компетентность, творчество, гуманность, нравственность, обладать точными знаниями современных педагогических технологий и умело их применять в своей работе. ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ Проблемы кадрового обеспечения образовательной деятельности ДОУ: использование педагогами стандартных, классических форм работы с детьми иродителями; применение одних и тех же приёмов работы с детьми и родителями, имеющими разные потребности; низкий уровень владения ИКТ некоторых педагогов и умения применять их в образовательном процессе; недостаточное владение навыками ведения необходимой документации в соответствии с ФГОС в условиях работы с разновозрастной группой. дефицит специалистов с музыкальным образованием. Таким образом, остаются актуальными проблемы, связанные с деятельностью педагогов по трансляции передового педагогического опыта, освоением и применением ИКТв образовательном процессе, с трудностями перехода от консервативной учебной модели к партнерской совместной деятельности детей и взрослых, ведением документации в соответствии с ФГОС. Программно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности ДОУ. Предметно-развивающая среда ДОУ В детском саду создаются условия для полноценного развития детей. Работа всего персонала направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников. Все помещения детского сада оборудованы в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормами. Учебно-методическая и художественная литература подобрана в соответствии с «Основной образовательной программой дошкольного образования» и «Адаптированной образовательной программой дошкольного образования» и составляет 90 % Основой реализации Образовательной программы является развивающая предметная среда детства, необходимая для развития всех специфических детских видов деятельности. В детском саду она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие ребенка. Сюда относятся природные среда и объекты, физкультурно-игровые и спортивные сооружения в помещении и на участке, предметноигровая среда, музыкально-театральная, предметноразвивающая среда для занятий и др. Развивающая предметно-пространственная среда групп предусматривает создание условий для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знакомство с окружающим миром, природой, основами естественных наук. Игры, занятия, упражнения с сенсорным дидактическим материалом способствуют развитию у детей зрительно различительного восприятия размеров, форм, цвета 10 Проблемы программно-методического и материально-технического обеспеченияобразовательной деятельности ДОУ: ✓ недостаток новой мебели в групповых ячейках; ✓ недостаток оборудования по обучению детей ПДД ✓ недостаток оборудования для организации познавательно - исследовательской деятельности на территории детского сада ✓ здание и инженерные сети ДОУ находятся в аварийном состоянии; ✓ требуется пополнение игровым оборудованием прогулочных участков ✓ несоответствие покрытия уличных площадок СанПин. Создание условий для сохранения здоровья детей Образовательное учреждение имеет одно здание, большую благоустроенную территорию. Ко всем помещениям предъявляются строгие санитарно-гигиенические и эстетические требования: чистота, порядок, свежий воздух, достаточное освещение, подбор рабочего места для ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей (роста, зрения, слуха). Режим работы ДОУ построен с учетом требованиям СанПиН. Своевременно производятся ремонтные работы, работы по благоустройству территории. Педагоги и медицинский персонал работают в тесном контакте, считая физическое развитие и укрепление здоровья детей ведущим направлением в работе с дошкольниками. Коллектив ДОУ осуществляет систематическую физкультурнооздоровительную работу: ✓ - утренняя зарядка: в тёплое время года на свежем воздухе, в холодное - в зале; ✓ - физкультурные занятия - 3 раза в неделю, одно из которых на свежем воздухе; ✓ - физкультурные праздники и развлечения; ✓ - ежедневные прогулки; ✓ - дыхательная гимнастика; оздоровительная гимнастика после сна; ✓ - закаливающие процедуры: сухое растирание, обширное умывание, ✓ - солнечные и воздушные ванны, хождение босиком, игры с водой; ✓ - С- витаминизация пищи; ✓ - санитарно - просветительная работа с родителями и персоналом ДОУ. Проблемы организации работы по здоровьесбережению в ДОУ: ✓ все чаще в учреждение поступают дети, имеющие предрасположенности к простудным заболеваниям, те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья, требующие повышенного внимания, консультаций специалистов, отдельного питания; дети-инвалиды с различными диагнозами; ✓ рост числа взрослых ( родителей воспитанников) с низким уровнем культуры здоровья, проявляющих инертность в ведении здорового образа жизни. Взаимодействие с семьями воспитанников. Образовательное учреждение обеспечивает родителям (законным представителям) воспитанников открытость и доступность информации о своей деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ. На протяжении всего периода родители воспитанников имели возможность участвовать в социальнозначимой деятельности. Родители удовлетворены работой ДОУ, о чем свидетельствуют многочисленные положительные отзывы. Мониторинг запросов родителей в сфере образования и воспитания показал, что родители недостаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи и по мере возможности принимают участие в совместных мероприятиях. Причем степень их участия прямо пропорциональна степени их информированности и заинтересованности. Наиболее полезными формами совместной работы, с точки зрения родителей, являются: 11 индивидуальные консультации и помощь семье, практические семинары, родительские собрания с открытыми показами мероприятий, совместные с родителями игровые мероприятия. В ходе сотрудничества, примерно большая часть родителей хотели бы повысить степень своей компетентности в знаниях о своем ребенке; 53 % - хотели бы больше узнать о воспитании ребенка в семье; более половины - заинтересованы в усовершенствовании своих умений в области изучения личности ребенка и практики семейного воспитания, 82,4% родителей удовлетворены работой ДОУ в целом Социальное партнерство Решение задач, стоящих перед дошкольным учреждением, невозможно без тесного сотрудничества и партнерства с другими организациями. Прежде всего, это ближайшие дошкольные учреждения, с которыми практически ежедневно происходит обмен той или иной информацией, необходимой для успешного решения многих рабочих вопросов. Наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участвуют медицинские, культурные, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления различных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой ДОУ. В МБДОУ д/с № 22 есть возможность взаимодействия со следующими социальными партнерами: амбулатория пос. Кубань, МБОУ СОШ №22, Школа искусств пос. Кубань, МКУ «ЦДК Кубань», Детская библиотека. Взаимодействие детского сада с различными социальными институтами повышает качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования, создает условия для получения детьми целостного представления о мире, максимального творческого самовыражения в любой сфере деятельности ✓ ✓ ✓ Проблемное поле: Инертность близлежащих учреждений образования, родителей воспитанников, населения. Рост количества взрослых, не интересующихся воспитанием и развитием детей. Слабая реакция педагогической системы детского сада на потребности и возможности внешней среды, замкнутость на внутренних проблемах. Ннедостаточно развитая инфраструктура села, удаленность от города. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и личностные качества ребёнка, ценностное отношение ребёнка к окружающей действительности (природе, продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и способы познания мира, культура чувств. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации развития качеств и возможностей ребёнка, что является актуальной задачей современной педагогики и психологии. Программа составлена на основе анализа имеющихся условий, ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений и требований ФГОС ДО. 12 Исходя из всего вышесказанного, основной целью Программы развития является определение перспективных направлений развития ДОУ в соответствии с меняющимися запросами населения, а также повышение качества образования через внедрение современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в контексте с требованиями ФГОС ДО. Инновационный характер Программы развития МБДОУ дС №22 реализуется через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно коммуникационных, обеспечение личностно-ориентированной модели организации педагогического процесса в условиях требований ФГОС ДО, позволяющей ребёнку успешно адаптироваться и реализовать себя в социуме, развивать его социальные компетенции в условиях интеграции усилий семьи и детского сада. Ценность качества образовательной деятельности для МБДОУ д/с № 22 напрямую связано с ценностью ребёнка. Стремление простроить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям). С другой стороны - профессиональное создание оптимальных условий для его развития в образовательном процессе, и в системе дополнительного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Исходя из всего вышесказанного, основными задачами Программы развития деятельности являются: ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ Повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных; Создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов; Разработать систему мотивационных мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в инновационную деятельность; Обеспечить организационное, научно-методическое, консультационное и экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования; Обеспечить обновление предметно-развивающей среды ДОУ, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования и достижению новых образовательных результатов; капитальный ремонт ДОУ Совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников; Участниками реализации Программы развития МБДОУ д/с №20 являются педагоги, специалисты, родители, представители разных образовательных и социальных структур, воспитанники ДОУ. Основными направлениями деятельности в рамках Программы развития МБДОУ д/с №20 являются: ✓ Повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, повышение компетентности педагогов ДОУ. ✓ расширение участия коллектива, родительского актива и представителей социума в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности детского сада; ✓ Программно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности ДОУ, обогащение предметно-развивающей среды ДОУ; капитальный ремонт ДОУ ✓ Совершенствование системы здоровьесберегающих технологий в ДОУ. 13 ✓ Построение системы социального партнерства МБДОУ д/с № 22. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Для воспитанников и родителей: ✓ каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного ростав условиях заданных ФГОС ДО; ✓ хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования; ✓ каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитиидетей, право участия и контроля в образовательной деятельности ДОУ, ✓ качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе; Для педагогов: ✓ каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения профессионального мастерства; ✓ квалификация педагогов позволит обеспечить сформированность ключевых компетенций дошкольника; ✓ будет дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических технологий; ✓ поддержка инновационной деятельности. Для МБДОУ детский сад № 22 ✓ ✓ ✓ будет налажена система управления качеством образования дошкольников в соответствии стребованиями ФГОС ДО; развитие сотрудничества с другими социальными системами; будут обновляться и развиваться материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в учреждении в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Реализация программы позволит сделать процесс развития МБДОУ д/с №22 более социально-ориентированным и адаптированным к условиям, заданным ФГОС ДО. Программа будет реализована в 2021-2024 годы в три этапа: 1- й этап (2021-2022г.) - Организационно-подготовительный этап (создание условийдля реализации программы) ✓ разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; ✓ создание условий (кадровых, материально-технических и т.д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; ✓ начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной моделиразвивающего образовательного пространства. 2- й этап (2022-2023гг.) - Практический этап 14 (работа по преобразованиюсуществующей системы): ✓ апробирование модели, обновление содержания, организационных форм, педагогическихтехнологий; ✓ постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой; ✓ периодический контроль реализации мероприятий в соответствии с Программой; ✓ коррекция мероприятий. 3- й этап (2023-2024г.) Итоговый (аналитически-информационный этап): • мониторинг эффективности реализации программы; • аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших вучреждении; • реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов; ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Мероприятия по совершенствованию структуры управления ДОУ Вызов среды. Проблема. В 2020 году существенно изменилась нормативная база, которая регулирует деятельность детского сада. Много нормативных документов уже вступило в силу, значительное количество вступит в силу в первой половине 2021 года. В связи с этим устарела большая часть локальных нормативных актов детского сада. Для ак Перспективы развития. Надо создать рабочую группу для актуализации локальных нормативных актов детского сада в составе:, старшего воспитателя и медицинской сестры. Поручить членам рабочей группе провести ревизию локальных нормативных актов детского сада и подготовить проекты их изменений. Срок - до октября 2021 года. Мероприятия по периодам реализации программы. 1-й этап (2021-2022г.) 2- й этап (2022-2023гг.) 15 3- й этап (20232024гг.) Подготовка нормативноправового обеспечения Проведение управленческих деятельности ДОО (внесение изменений в уставные мероприятий совместно с документы, разработка, органами общественного изменение локальных актов) управления, выявление направлений развития, пути Внедрение системы ВСОКО в достижения целей. ДОУ Нормативно-правовое Разработка системы обеспечение - корректировка материального в соответствии с ФГОС; стимулирования педагогов в соответствии с показателями Разработка новых эффективности необходимых локальных Комплексная оценка эффективности системы управления ДОО актов; Оптимизация системы совместной Выявление образовательных деятельности с социальными потребностей и интересов институтами посёлка, семьями родителей и их учет при дошкольников, по приобщению решении вопросов к здоровому образу жизни, управления формированию у Привлечение родителей к воспитанников элементарных управлению чувств образовательным патриотизма и гражданственности, развитию учреждением через работу Родительского комитета ДОУ нравственности, знакомству с региональным компонентом. . Обеспечение открытости участия органов самоуправления в управлении ДОУ через официальный сайт Мероприятия по улучшению кадрового состава Вызов среды. Проблема. Старение педагогических кадров. Несоответствие потребности родителей в высококвалифицированных педагогических кадрах для своих детей и постоянно снижающегося престижа педагогических профессий. Обостряется проблема профессионального выгорания педагогических кадров. 16 Инертность, недостаточно высокий уровень аналитико-прогностических и проектировочных умений ряда педагогов не позволяет им достойно представить опыт своей работы. Часть педагогов имеют потенциал к работе в инновационном режиме, они участвуют в работе временных творческих групп, участвуют в конкурсах профессионального мастерства, обобщают свой опыт работы, внедряют в образовательный процесс новинки педагогической науки и практики. Именно эти педагоги, готовые к повышению своей компетентности, аттестации на более высокую квалификационную категорию, смогут составить инновационный стержень учреждения и, как следствие, обеспечить максимально возможное качество образовательной услуги. Возможные риски. Дальнейшее «старение» коллектива, отток квалифицированных кадров в связи с переходом к новым моделям дошкольного образования. Мероприятия по периодам реализации программы 1-й этап (2021-2022г.) 2- й этап (2022-2023гг.) 3- й этап (2023-2024гг.) 1. Анализ актуального 1. Комплексная оценка состояния кадровой эффективности введения 1. Реализация плана профессионального стандарта обстановки в учреждении. мотивирования и педагога. стимулирования инновационной деятельности 2. Разработка комплексного и проектной культуры 2. Определение поэтапного плана по педагогов, профилактики повышению перспективных направлений профессиональной профессионального деятельности 17 компетентности медикопедагогического и обслуживающего персонала в условиях реализации ФГОС ДО. 3. Разработка стратегии повышения привлекательности учреждения для молодых специалистов. 4. Пересмотр содержания Правил внутреннего трудового распорядка, Коллективного договора детского сада. 5. Создание условий для составления портфолио каждого педагога образовательного учреждения, как формы обобщения опыта педагогической деятельности. выгорания, стремления к повышению своей квалификации. 2. Организация межведомственного взаимодействия, создание системы социального партнерства с организациями образования, культуры, здравоохранения города. проектной деятельности педагогов. 4. Осуществление комплекса социальнонаправленных мероприятий с целью создания положительной мотивации труда у сотрудников. 5. Осуществление портфолизации достижений каждого педагога в соответствии с ФГОС ДО детского сада по повышению профессионального уровня работников. 3. Выявление, обобщение и транслирование передового педагогического опыта на разных уровнях через конкурсы профессионального мастерства, участие в конференциях, публикации в СМИ, сайте детского сада, проектную деятельность и т.д. 4. Анализ эффективности мероприятий, направленных на социальную защищенность работников детского сада. 3. Обеспечение научнометодического сопровождения образовательного, оздоровительного и коррекционного процессов в рамках ФГОС ДО, осуществления исследовательской и 18 Повышение качества образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО 1-й этап (2021-2022г.) 1. Проведение комплексной оценки качества образовательной деятельности в детском саду (Анкетирование родителей и педагогов. Подбор диагностических материалов, позволяющих контролировать уровень развития детей, качество деятельности ) - заместитель заведующего, члены рабочей группы 2- й этап (2022-2023гг.) Обновление образовательной программы всоответствии с актуальным состоянием образовательного процесса, внедрением новых педагогических технологий. - заместитель заведующего, члены рабочей группы Проектирование развивающей предметнопространственной среды - заместитель 2. Проведение системы заведующего, педагоги ДОУ методических мероприятий по вопросам реализации ФГОС ДО и Изучение и внедрение основной общеобразовательной передового педагогического программы учреждения - опыта по оценке и развитию качества на уровне ДОО заместитель заведующего заместитель заведующего, Подготовка нормативноправового члены рабочей группы и методикоВнедрение системы диагностическогообеспечения мониторингового исследования - инновационных образовательных технологий заместитель заведующего заместитель заведующего, педагоги ДОУ Посещение семинаров, практикумов, мастерклассов,открытых мероприятий с трансляцией опыта по применению инновационных технологий - заместитель заведующего, педагоги ДОУ 19 3- й этап (2023-2024гг.) Комплексная оценка качества образовательной деятельности в ДОУ (Аналитическая справка) заместитель заведующего, члены рабочей группы . Мероприятия по организации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности Вызов среды. Проблема. Все чаще в детский сад поступают дети, имеющие помимо предрасположенности к простудным заболеваниям, те или иные функциональные и морфологические отклонения в состоянии здоровья (высокий процент патологии опорно-двигательного аппарата среди детей), требующие повышенного внимания, консультаций специалистов. Рост числа взрослых (родителей воспитанников) с низким уровнем культуры здоровья, проявляющих инертность в ведении здорового образа жизни. Хотя физкультурно-оздоровительная и лечебно-профилактическая работа детского сада и ведутся в системе, но требуют серьезной коррекции мониторинга здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности детского сада и взаимодействия с социумом в вопросах поддержания и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса. В детском саду отсутствует физиотерапевтический кабинет, малый зал лечебной физкультуры, оборудованный мини-тренажёрами. Недостает работников с медицинским образованием, чтобы организовывать физиолечение, массаж. Недостаточный объем финансирования не допускает возможности реабилитационной работы с детьми НОДА. Перспективы развития. Разработка программы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетенции родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, организация коррекционной работы с детьми НОДА инструктором по лечебной физкультуре на платной основе, ведение инновационной деятельности учреждения в данном направлении. Это поможет, в конечном счете, добиться стабильной положительной динамики в вопросах поддержания и укрепления здоровья подрастающего поколения, приобщения к здоровому образу жизни заинтересованного взрослого населения. Возможные риски. Потенциальные потребители образовательных услуг могут недооценивать значимость физкультурно-оздоровительной работы дошкольников, предпочитая посещение дополнительных занятий художественно-эстетического и познавательного циклов. Рост поступления в дошкольное образовательное учреждение детей с осложненными диагнозами, с подготовительной группой здоровья. Мероприятия по периодам реализации программы 1-й этап (2021-2022г.) 2- й этап (2022-2023гг.) 20 3- й этап (2023-2024гг.) 1. Мониторинг качества здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности в учреждении. и семей воспитанников. 3. Разработка и реализация комплексного плана профилактики возникновения у воспитанников вредных 2. Создание условий для привычек, формирования у оптимизации системы них культуры здоровья. физкультурноОрганизация оздоровительной работы в межведомственного детском саду. взаимодействия в этом направлении. 3. Создание условий для осуществления в детском 4. Разработка совместных саду работы по планов работы с профилактике учреждениями заболеваний, пропаганде здравоохранения. здорового образа жизни. 5. Реализация системы 4. Совершенствование мероприятий, направленных системы мониторинга на укрепление здоровья, качества снижения заболеваемости здоровьесберегающей и работников детского сада. здоровьеформирующей деятельности учреждения. 1. Комплексная оценка эффективности формирования 1. Совершенствование культуры здорового и структуры и внедрение в безопасного образа жизни, практику детского сада здоровьесберегающей и программы по здоровьеформирующей формированию культуры деятельности детского сада. здорового и безопасного образа жизни детей 2. Транслирование опыта дошкольного возраста и работы дошкольной индивидуальной работы с организации в вопросах детьми по поддержанию и приобщения детей и взрослых укрепления здоровья к культуре здоровья через детей раннего и систематический выпуск дошкольного возраста. буклетов и информационных листовок и их 2. Организация распространение. распространения положительного опыта по 3. Мониторинг формированию культуры эффективности работы по здорового и безопасного профилактике заболеваний и образа жизни, асоциального поведения здоровьесберегающей и среди выпускников детского здоровьеформирующей сада, целесообразности деятельности учреждения работы по профилактике 21 ценностей здорового образа жизни. 4. Разработка и реализация проектов по формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей направленности. Мероприятия по улучшению развивающей предметно-пространственной среды 1-й этап (2021-2022г.) 2- й этап (2022-2023гг.) Комплексная оценка РИИС - заместитель заведующего, Приобретение нового педагоги оборудования для реализации ДОО образовательных областей в соответствии с возрастными и гендерными особенностями дошкольников в соответствии направлениями Программы развития - заедующий ДОО, завхоз Оснащение образовательного процесса учебнометодическими комплектами, дидактическими пособиями в соответствии с ФГОС ДО и направлениями инновационной деятельностизаедующий ДОО, заместитель заведующего Приобретение игрушек и методического обеспечения в соответствии с ФГОС ДО и основной общеобразовательной Программой ДОУ заедующий ДОО, заместитель заведующего Постоянное отслеживание состояния пространственной предметно- разевающей среды в соответствии с ФГОС ДО , ее модернизация и развитие заместитель заведующего, педагоги ДОО 22 3- й этап (2023-2024гг.) 1 Комплексная оценка обновлённой РИИС ДОО, соответствие образовательной программы ДОО. Аналитическая справка заместитель заведующего, члены рабочей группы . Взаимодействие с семьями воспитанников, социальное партнерство 1-й этап (2021-2022г.) 2- й этап (2022-2023гг.) 3- й этап (2023-2024гг.) Изучение семьи и ее Разработка и реализация Комплексная оценка качества потребностей относительно направлений по обучению взаимодействия с семьями вопросов образовательного педагогов и специалистов воспитанников и процесса в ДОУ качественному и плодотворному социальными партнёрами. заместитель заведующего, сотрудничеству с родителями педагоги ДОО заместитель заведующего Оценка уровня удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности ДОУ заместитель заведующего, педагоги ДОО Внедрение активных форм работы с семьей (мастер классы, круглые столы, семинары-практикумы, консультации, дни открытых дверей), социальные акции педагоги ДОО Обеспечение непосредственного вовлечения родителей в Организация образовательную деятельность, межведомственного в том числе через реализацию взаимодействия с социальными партнёрами. совместных проектов - педагоги ДОО Заключение договоров с библиотекой, Школой Реалтзация планов искусств, МББОУ СОШ межведомственного №22, ДК «Кубань», взаимодействия с целью включение совместных мероприятий в план работы повышения качества работы педагоги ДОО ДОУ - заведующий, заместитель заведующего Создание информационнокоммуникативной среды посредством использования сайта ДОУ, мессенджера Telegram, социальной сети ВКонтакте работники ДОУ 23 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Мы предполагаем, что в результате реализации Программы развития детского сададолжны произойти существенные изменения в следующих направлениях: ✓ Обеспечение качества образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО ✓ Создание гибкой управленческой системы с активным участием родительской общественности. ✓ Рост личностных достижений всех участников образовательного процесса. ✓ Развитие педагогического потенциала. ✓ Улучшение материально-технического обеспечения и предметнопространственнойсреды ДОУ для реализации программы дошкольного образования ✓ Расширение образовательного пространства через сотрудничествос социокультурными учреждениями посёлка Реализация приоритетных направлений Программы позволит создать: ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ качественно, эффективно и продуктивно реализовать образовательную программу и улучшить систему физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ д/с № 20 с учетом личных потребностей детей, родителей, педагогов; совершенствовать систему педагогического мониторинга; создать продуктивное взаимодействие педагогического, родительского и детскогосообщества; обновить содержание и технологии дошкольного образования; построить динамичную, безопасную развивающую среду. Ожидаемые социальные эффекты Программы развития МБДОУдетский сад №22 ✓ Повышение качества образовательного процесса. ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ Преодоление дефицита учебно-методических материалов и повышение уровнякомпетентности педагогов. Улучшение качества реализации образовательной деятельности и распространение опытаработы. Повышение уровня компетенции педагогов. Улучшение качества образования детей посредством участия сотрудников в конкурсномдвижении. Распространение педагогического опыта. Привлечение общественных организаций как партнеров детского сада к совместному решению проблем образования детей дошкольного возраста Постоянное информирование родителей о деятельности учреждения, достижениях ребенка и получение обратной связи. Обучение родителей взаимодействию с ребенком в домашних условиях. Формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни в семье. 24 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ • • • • • • • • • • • • • Организационные Организация временных творческих групп для реализации Программы развития; Внесение изменений и дополнений в ООП с опытом экспериментальной иинновационной деятельности Кадровые Расширение деятельности по распространению НПО в системе образования муниципалитета Обеспечение высокого уровня личностного и творческого потенциала всехсотрудников детского сада; Расширение вариативной системы непрерывного повышения квалификации кадров; Поиск новых форм стимулирования успешной профессиональной деятельности итворческой инициативы, прогнозирование положительных результатов.Материально-технические Капитальный ремонт здания и инженерных сетей ДОУ Покрытие уличных площадок в соответствии с СанПин, ремонт и строительство теневых навесов на территории ДОУ. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды, безопасной и здоровьесберегающей среды помещений и участков; Разработка адресных программ по оснащению и ремонту групп и кабинетов; Оформление помещений с учетом инновационных технологий дизайна и современных санитарно-гигиенических, безопасных и психолого-педагогических требований. Социально-культурные Расширение сотрудничества с социальными партнерами; Обновление форм сотрудничества с родителями воспитанников. Нормативно - правовые и финансовые Формирование пакета локальных актов, регламентирующих деятельность учрежденияпо выполнению Программы Финансовое обеспечение при реализации Программы требуется на: • расходы на оплату труда работников, реализующих Программу; • расходы на средства обучения, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио и видеоматериалов, средств обучения, в том числе, материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов образовательной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, приобретения обновляемых образовательных ресурсов, в том числе, расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, пополнение комплекта средств обучения и подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет; • расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их деятельности; • иные расходы, связанные с реализацией Программы». 25 • • • • Методические Учет современных ориентиров дошкольного образования и передовогопедагогического опыта МБДОУ д/с №22 Обеспечение научно-методического и информационного сопровождения реализуемыхпрограмм; Разработка мониторинга качества образовательного процесса 26